Фрагмент для ознакомления
2
1. Общая характеристика федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов
Налоги – основная часть доходов в государственный бюджет РФ. Вся налоговая система РФ поделена на:
- федеральные;
- региональные;
- местные налоги.
Разделяют налоги в зависимости от того, какой уровень правительства устанавливает наиболее важные элементы налога и вводит его в действие. На этом основании налоги делятся на:
- государственные налоги;
- местные налоги.
Государственные налоги делятся на:
- федеральные налоги;
- региональные налоги.
НК РФ первая часть установил:
- 15 федеральных налогов;
- 7 региональных налогов;
- 5 местных налогов.
Тем временем в РФ действующие только статьи 19, 20 и 21 отмененного Закона об основах налоговой системы .
Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными для уплаты по всей территории страны.
Перечень региональных налогов устанавливается НК РФ. Данные налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными для уплаты гражданами.
Региональные налоги вводят законодательные органы власти субъектов РФ, которые определяют:
- все налоговые ставки;
- налоговые льготы;
- порядок налоговых выплат;
- сроки уплаты налогов.
В зависимости от способа взимания налогов они делятся на:
- прямые налоги;
- косвенные налоги.
Прямые налоги – это такие налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Косвенные налоги - это такие налоги, которые взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг .
Налоговая система РФ с точки зрения соотношения косвенного и прямого налогообложения была задумана исходя из позиции:
- что фискальная задача - это за счет косвенных налогов;
- прямые налоги - роль экономического регулятора корпоративных и индивидуальных доходов:
- реальные налоги – это такие налоги, которые взимаются при продаже, покупке или владении имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика:
- земельный налог;
- налог на имущество;
- налог на недвижимость.
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются путём декларирования:
- подоходный налог;
- налог на доходы физических лиц.
Косвенные налоги делятся на:
- акцизы;
- государственную налоговую монополию;
- таможенные пошлины.
Акцизы бывают индивидуальными и универсальными. Ярким примером универсального акцизного налога является налог на добавленную стоимость. Индивидуальные акцизы устанавливаются как для отдельных видов товаров, так и для групп товаров.
Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, и она отсутствует в российской налоговой системе .
На практике налоги часто делятся в зависимости от их применения:
- общие налоги - это такие налоги, после поступления в бюджет любого уровня которые обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.
Специальные налоги – это такие налоги, которые имеют строго целевое назначение – например, единый социальный налог.
Специальные налоговые режимы включают:
1.Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
2.Единый налог для сельскохозяйственных производителей.
3.Систему налогообложения для реализации соглашений о разделе продукции.
4.Систему налогообложения для разработки неиспользуемых и малодебитных нефтяных скважин.
Особенность данных налоговых ставок является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов РФ налогоплательщики, как правило, прекращают взимать большую часть налогов, которые предусмотрены именно Налоговым кодексом Российской Федерации .
Все налоговые функции не могут существовать независимо друг от друга, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Некоторые организации освобождены от ряда налогов, так как они применяют специальные режимы налогообложения:
ECХН разработан специально для сельскохозяйственных производителей, а также для рыбохозяйственного бизнеса.
Переход на эту систему возможен, если доход от этих видов деятельности превышает 70 %. Ставка налога составляет всего 6 %.
УСН - это специальный режим налогообложения, который позволяет упростить бухгалтерский учет за счет сокращения количества налогов (вместо нескольких нужно платить только один).
На выбор организации есть два варианта расчета налоговой базы. Это может быть доход или прибыль (то есть минус расходы). Соответственно, ставка составляет 6 % или 8 %, или 18 % или 20 % (в зависимости от штата и годового дохода) .
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую базовую общую систему налогообложения. Кроме того, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности по уплате некоторых налогов.
В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации федеральными налогами и сборами являются такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории Российской Федерации. В то же время действие норм по федеральным налогам регулируется только Налоговым кодексом Российской Федерации, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по конкретному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в бюджет одноименной Российской Федерации.
Региональные налоги - это такие налоги, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налогах и являются обязательными для уплаты на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации .
Региональные налоги вводятся в действие и также прекращают действовать на территориях субъектов РФ именно в соответствии с Налоговым кодексом.
Часть 3 статья 12 НК РФ гласит, что региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих.
Региональные налоги делятся на следующие группы:
1.Федеральные налоги, которые устанавливаются именно федеральными законами. Однако, региональные власти самостоятельно определяют следующие элементы налогообложения:
-льготы;
- порядок уплаты;
- ставку в пределах, которые установлены НК РФ.
2. В бюджете одного из субъектов Российской Федерации не нашлось средств для завершения строительства регионального кардиоцентра
Согласно постановлению от 9 декабря 2020 г. n 2050 об особенностях реализации федерального закона "о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" федеральные государственные органы, которые осуществляют в соответствии с бюджетным законодательством Российской должны распределять между подведомственными получателями средств федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств по финансовому обеспечению реализации функций и предоставлению государственных услуг в размере, уменьшенном на величину положительной разницы между фактически существующими по состоянию на 1 января 2021 года и остатками средств, которые прогнозируются при формировании федерального бюджета на 2021 год (в рублевом эквиваленте), источником которых являются средства федерального бюджета. За исключением суммы остатка средств, полученных от приносящей доход деятельности соответствующими получателями средств федерального бюджета, находящимися за пределами Российской Федерации, остатка средств, предоставленных из федерального бюджета для финансового обеспечения расходов, связанных с обеспечением обороноспособности страны и безопасности этих получателей средств федерального бюджета, а также на реализацию мер по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, и остаток средств, необходимых для оплаты принятых и не выполненных в 2020 году бюджетных обязательств, в том числе обязательств перед физическими лицами .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1-2, Москва: ПРОСПЕКТ, 2016.
2. Федеральные налоги. Порядок расчета и оплаты, отчетность. М.: Изд-во "Главбух", 2016.
3. Горский И.В. Налоги в рыночной экономике: учебник: - М.: Анкил, 2013.197с.
4. Злобина Л.А. Оптимизация налогообложения хозяйствующего субъекта: учебное пособие: - М.: Академический проект, 2017.321с.
5. Кугаенко А. А. Теория налогообложения: учебное пособие: - М.: Вузовская книга, 2016.432с.
6. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие: - М.: ИНФРА-М, 2014.299с.
7. Минаев Б.А. Налог на добавленную стоимость. "Налоговые новости". М., 2014.69с.
8. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: учебное пособие: - М.: Финстатинформ, 2012.325с.
9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие: - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2015.187с.
10. Пансков В.Г. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Четвертое издание, дополненное. М.: Финансы и статистика, 2016.21с.
11. Подпорин Ю.В. Налог на прибыль. Расчет, оплата, ответственность. Приложение к журналу "Налоговый вестник". Москва, 2015.54с.
12. Стиглиц Д.Ю. Экономика государственного сектора: Учебник: - М.: ИНФРА-М, 2013.211с.
13. Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Энциклопедический словарь - М.: Юрист, 2018.76с.
14. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие: - М.: ИНФРА-М, 2018.45с.
15. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, решения и перспективы: учебное пособие: - М.: МЦФЕР, 2004.
16. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие: - М.: ИНФРА-М, 2017,437с.